Порядок обращения граждан в государственные органы, органы местного самоуправления, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ
«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», главной задачей которого является оказание помощи гражданам донести свои проблемы до органов власти, но не нарушая права и свободы других лиц.
В законе закреплено свободное и добровольное право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации.
Указанным законом предусмотрены гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением.
Так, запрещается преследование гражданина в связи с его обращением, не допускается разглашение сведений, содержащихся в жалобе, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуются. Однако является допустимым направление жалобы вышестоящему должностному лицу для оценки законности действий или решений подчиненных сотрудников, принятых по предыдущему обращению гражданина.
Гражданину в своем письменном обращении необходимо изложить суть предложения, заявления или жалобы, указать, когда и действиями каких лиц нарушены его права и законные интересы, при наличии приложить подтверждающие доводы документы.
Обращение не подлежит разрешению если его текст не поддается прочтению и в нем не содержится достаточной ясности по сути вопроса и (или) не хватает сведений, необходимых для его разрешения по существу. Такие обращения возвращаются заявителям с разъяснением права повторного обращения по данному вопросу.
Отсутствие анкетных данных, фамилии гражданина, направившего обращение, почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ, является основанием для оставления обращения без разрешения.
Письменное обращение, поступившее для рассмотрения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления и рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации.
За нарушение порядка, ненадлежащее рассмотрение обращений граждан Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность по статье 5.59.
Обжаловать ответы должностных лиц органов государственной власти или органов местного самоуправления граждане вправе вышестоящему должностному лицу или в прокуратуру. Прокурор вправе возбудить дело
об административном правонарушении по статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае нарушений порядка рассмотрения обращений граждан.
что нарушены его права и законные интересы.