Омский муниципальный район Омской области

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций

Предотвращение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мер, которые предпринимаются заранее и направлены на минимизацию риска возникновения чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС). Эти меры также нацелены на сохранение здоровья людей, снижение ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае возникновения ЧС.

Комплекс мер по предотвращению ЧС природного и техногенного характера включает в себя организационные, организационно-экономические, инженерно-технические и специальные меры.

Для предотвращения ЧС и уменьшения их последствий проводятся следующие действия:

  •  мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

  • рациональное размещение производственных сил по территории страны с учётом природной и техногенной безопасности;

  • предотвращение некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путём снижения их разрушительного потенциала;

  • предотвращение аварий и техногенных катастроф путём повышения безопасности производственных процессов и надёжности оборудования;

  • разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий для предотвращения ЧС, уменьшения их масштабов и защиты населения и материальных средств;

  • подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях ЧС;

  • декларирование промышленной безопасности;

  • лицензирование деятельности опасных производственных объектов;

  • страхование ответственности за вред, причинённый при эксплуатации опасного производственного объекта;

  • государственная экспертиза в области ЧС;

  • государственный надзор и контроль в области природной и техногенной безопасности;

  • информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;

  • подготовка населения в области защиты от ЧС.

Для реализации этих направлений разрабатываются и выполняются соответствующие мероприятия.

Режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) определяется в зависимости от обстановки, прогноза угрозы ЧС и возникновения ЧС. Он включает в себя порядок организации деятельности органов управления и сил РСЧС и основные мероприятия, которые проводятся указанными органами управления и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Решения руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли ЧС, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС, могут устанавливать один из следующих режимов функционирования для соответствующих органов управления и сил РСЧС:

  • режим повышенной готовности — при угрозе возникновения ЧС;

  • режим чрезвычайной ситуации — при возникновении и ликвидации ЧС.

В Российской Федерации существует Федеральный закон от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Он определяет общие организационно-правовые нормы в области защиты населения, земли, воды, воздуха, производственных и социальных объектов, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций.

Статья 19 этого закона устанавливает обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Согласно закону, граждане должны:

  • соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

  • соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

  • изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила охраны жизни людей на водных объектах, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;

  • выполнять установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;

  • при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определённой территории, которая возникла из-за аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения опасного заболевания, стихийного бедствия или другого события. Эти события могут привести или уже привели к человеческим жертвам, ущербу здоровью людей или окружающей среде, значительным материальным потерям и нарушению условий жизни людей.

Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике