Предотвращение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мер, которые предпринимаются заранее и направлены на минимизацию риска возникновения чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС). Эти меры также нацелены на сохранение здоровья людей, снижение ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае возникновения ЧС.
Комплекс мер по предотвращению ЧС природного и техногенного характера включает в себя организационные, организационно-экономические, инженерно-технические и специальные меры.
Для предотвращения ЧС и уменьшения их последствий проводятся следующие действия:
-
мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
-
рациональное размещение производственных сил по территории страны с учётом природной и техногенной безопасности;
-
предотвращение некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путём снижения их разрушительного потенциала;
-
предотвращение аварий и техногенных катастроф путём повышения безопасности производственных процессов и надёжности оборудования;
-
разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий для предотвращения ЧС, уменьшения их масштабов и защиты населения и материальных средств;
-
подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях ЧС;
-
декларирование промышленной безопасности;
-
лицензирование деятельности опасных производственных объектов;
-
страхование ответственности за вред, причинённый при эксплуатации опасного производственного объекта;
-
государственная экспертиза в области ЧС;
-
государственный надзор и контроль в области природной и техногенной безопасности;
-
информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;
-
подготовка населения в области защиты от ЧС.
Для реализации этих направлений разрабатываются и выполняются соответствующие мероприятия.
Режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) определяется в зависимости от обстановки, прогноза угрозы ЧС и возникновения ЧС. Он включает в себя порядок организации деятельности органов управления и сил РСЧС и основные мероприятия, которые проводятся указанными органами управления и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Решения руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли ЧС, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС, могут устанавливать один из следующих режимов функционирования для соответствующих органов управления и сил РСЧС:
-
режим повышенной готовности — при угрозе возникновения ЧС;
-
режим чрезвычайной ситуации — при возникновении и ликвидации ЧС.